Новая статья для журнала "Российское Фото". Оригинал статьи Фото: Игорь Горшков Текст: Игорь Горшков

Зимний город весьма интересен для съемок: листва деревьев не заслоняет красивые постройки, а снег выступает в качестве отражателя, подсвечивая тени. Где искать сюжеты, и что нужно учитывать в зимних фотопрогулках — рассказывает участник клуба «Российское фото» Игорь Горшков.

 

Санкт-Петербург. Никольский морской собор январским утром. Январь 2016. (Olympus OM-D E-M1 + M.Zuiko Digital ED 12-40 mm f/2.8 PRO, ISO 200, 1/320 sec, f/6,3)

 

 

Многочисленные световые украшения, которыми декорируют городское пространство к Новому году и Рождеству, делают снимки праздничными и нарядными.

Москва. Ранее декабрьское утро на площади Революции. Декабрь 2015. (Canon EOS 60D + Tokina AT-X 165 PRO DX 16-50mm/2.8, ISO 100, 4 sec, f/9, штатив)

 

Москва. Тверской бульвар. Январь 2014. (Canon EOS 60D + Tokina AT-X 165 PRO DX 16-50mm/2.8, ISO 100, 1,6 sec, f/8, штатив)

Кроме того, зимняя природа не пестрит красками, и можно акцентировать внимание на цвете зданий.

Елабуга. Покровская улица, вид на Покровский собор. (Canon EOS 350D + Canon EF 50/1.8 II, ISO 100, 1/250 sec, f/8)

 

Речь, естественно, идет о классической зиме с белым снегом и соответствующей температурой, а не о состоянии межсезонья — то затянувшегося ноября, то неожиданного марта. Мне нравится снимать в снегопад, когда падают крупные снежные хлопья. Город на некоторое время становится белым и чистым.

Санкт-Петербург. Исаакиевская площадь в снегопад. Январь 2016. (Olympus OM-D E-M1 + M.Zuiko Digital ED 12-40 mm f/2.8 PRO, ISO 200, 1/60 sec, f/5,0)

Особенно эффектными получаются фотографии, снятые в снегопад в городе в вечернее время, когда снег подсвечивается фонарями и фарами машин и хорошо виден на фоне темного неба и городских зданий.

Москва. Ночная метель на Электрозаводской улице. Декабрь 2016. (Fujifilm X-T10 + Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS II, ISO 1600, 1/30 sec, f/5,0)

 

Снегопад можно снимать по-разному: отдельными снежинками-точками, превратить его в траектории летящих снежинок или туманную дымку.

Москва. ГУМ и снегопад. Декабрь 2015. (Canon EOS 60D + Tokina AT-X 165 PRO DX 16-50mm/2.8, ISO 100, 1,6 sec, f/8, штатив)

Москва. Снегопад в Измайловском парке. Декабрь 2015. (Canon EOS 60D + Tokina AT-X 165 PRO DX 16-50mm/2.8, ISO 100, 6 sec, f/8, штатив)

Все зависит от того, с какой выдержкой его снимать. Для отдельных точек нужно подбирать выдержку от 1/50 и короче, в зависимости от скорости падения снега и скорости ветра. Для тихой погоды и легких неспешно падающих снежинок достаточно бывает и 1/50, а для мокрого снега с ветром — иногда и 1/200 не хватает. Для таких съемок нужно ставить высокое ISO 800-3200, в зависимости от освещенности.

Москва. Ночная метель на Электрозаводской улице. Декабрь 2016. (Fujifilm X-T10 + Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS II, ISO 1600, 1/30 sec, f/5,0)

Проще всего снимать снегопад, превращая его в туман: достаточно поставить камеру на штатив, установить выдержку от 2 секунд и дольше, что для вечернего времени не проблема. Штатив в зимнее время необходим из-за короткого дня: в вечернее время и ранним утром бывает много интересных сюжетов.

Суздаль. Утренние зимние сумерки. Январь 2015. (Canon EOS 60D + Tokina AT-X 165 PRO DX 16-50mm/2.8, ISO 100, 3.2 sec, f/8, штатив)

 

Для съемки в снегопад желательно иметь охлажденную камеру, чтобы попадающие на нее снежинки не таяли и их можно было быстро смахнуть. Достаточно, например, погулять некоторое время на улице. Перед тем как убрать камеру в сумку, нужно обязательно смахнуть весь снег, чтобы он не начал таять, особенно если вы собираетесь вернуться домой или зайти в помещение.

Если все убрать не удалось, то по возвращении можно оставить камеру рядом с батареей отопления и окном (там самый сухой воздух), предварительно вытащив из нее аккумулятор и карту. Попробуйте убрать остатки снега кисточками и зубочистками с внешних поверхностей. И периодически вытирайте то, что не удалось убрать. В идеале оставьте камеру в районе батареи (но не на батарее!) на долгое время (на ночь), дайте ей полностью высохнуть. Имеет смысл перевернуть камеру, поскольку снег падает сверху, чтобы оттаявшая вода не протекла внутрь через верхние кнопки и прочие щели на корпусе.

При снегопаде снег часто летит прямо в объектив, поэтому хорошо всегда иметь наготове что-то сухое, чем можно вытереть переднюю линзу или защитное стекло, особенно если снег мокрый. Для этого подойдут одноразовые бумажные носовые платки, которые можно регулярно менять. У меня в фоторюкзаке обычно всегда лежит пара пачек.

Когда наступает морозная ясная погода, можно сделать интересные кадры. Воздух становится менее прозрачный, с морозной дымкой, что создает красивый эффект, особенно на рассвете или закате.

Санкт-Петербург. Морозное зимнее утро на Крюковом канале. Январь 2016. (Canon EOS 60D + Tamron DI SP 70-300mm F/4-5.6 VC USD, ISO 100, 1/200 sec, f/8)

 

Не до конца замерзающие зимой городские реки все-таки начинают покрываются льдом, или по ним начинают плавать льдины.

Москва. Морозные сумерки на Москва-реке с видом на Кремль. Январь 2014. Панорама. (Canon EOS 60D + Tokina AT-X 165 PRO DX 16-50mm/2.8, ISO 100, 6 sec, f/9, штатив)

Санкт-Петербург. Петропавловская крепость на фоне замерзшей Невы со следом ледокола. Январь 2016. (Olympus OM-D E-M1 + M.Zuiko Digital ED 12-40 mm f/2.8 PRO, ISO 100, 1/60 sec, f/6,3)

На деревьях, металлических оградах и решетках парков, мостов и прочих городских украшениях появляется иней.

Санкт-Петербург. Морозное утро на Фонтанке. Январь 2016. (Olympus OM-D E-M1 + M.Zuiko Digital ED 12-40 mm f/2.8 PRO, ISO 200, 1/80 sec, f/5,6)

Москва. Иней на куполах Покровского собора в усадьбе Измайлово. Январь 2015. (Canon EOS 60D + Tokina AT-X 165 PRO DX 16-50mm/2.8, ISO 100, 1/80 sec, f/8)

   

Снимать в таких условиях на улице непросто, нужна подходящая одежда. Та, в которой все добегают до метро и офисов, вряд ли подойдет. Можно, конечно, заходить погреться в кафе или магазин, но вы можете пропустить интересные кадры. К тому же не всегда кафе будет находиться рядом с местом съемки или будет открыто в это время — особенно в небольших городках рано утром.

Каргополь. Зимний северный закат. Январь 2013. (Canon EOS 60D + Tokina AT-X 165 PRO DX 16-50mm/2.8, ISO 200, 1/80 sec, f/6.3)

 

Особенно важно для зимней съемки правильно подобрать перчатки: обычно руки у фотографа — самая мерзнущая часть тела, ведь приходится держать холодную камеру. Толстые варежки или перчатки не очень подходят, потому что кнопку через них не нажмешь, объектив не поменяешь, придется их снимать с рук. А в тонких быстро замерзнешь.

Казань. Снежные барханы у стен Казанского кремля. На термометре −34 градуса по Цельсию. (Canon EOS 350D + Tokina 12-24/4, ISO 100, 1/640 sec, f/10)

Есть разные варианты тонких перчаток внутри рукавиц, у которых откидывается та часть, где пальцы. Подойдут и трехпалые перчатки-варежки, так называемые стрелковые, у которых разделены указательный и большой пальцы. Нужно пробовать, в чем будет удобно вам.

Бывают даже перчатки с электроподогревом на батарейках — тоже вариант. Можно приобрести одноразовые химические грелки для рук. Они достаточно дешевые и продаются в спортивных, туристических магазинах, в отделах для рыбаков и охотников. Такие же грелки есть для ног, но они неудобны тем, что активируются при надевании (это тонкие листы между стелькой и носком), а грелки, как правило, требуется потом, но в некоторых случаях и они могут быть полезны.

Торжок. Зимний день на берегу Тверцы. (Canon EOS 350D + Canon EF 18-55/3.5-5.6, ISO 100, 1/640 sec, f/5.6)

 

Я пока обходился двойными перчатками — тонкими флисовыми, а сверху либо лыжные на современном утеплителе, либо кожаные с мехом, когда совсем морозно. Что-то можно сделать, не снимая двух перчаток, что-то — сняв верхнюю. Например, смена оптики возможна только либо в тонких перчатках, либо совсем без них.

Вообще к одежде для съемок в городе стоит подойти ответственно. Лучше всего подойдет современная туристическая одежда и обувь для холодного времени. Скорее всего, придется и много ходить, и много стоять, особенно если будут вечерние съемки со штативом. Если планируются заходы в музеи, лучше одеться многослойно, чтобы на выставке иметь возможность снять часть теплой одежды.

Санкт-Петербург. Январский закат. Январь 2016. (Canon EOS 60D + Tamron DI SP 70-300mm F/4-5.6 VC USD, ISO 200, 1/250 sec, f/7,1)

Нужно иметь ввиду, что на холоде аккумуляторы значительно быстрее разряжаются, и чем холоднее, тем быстрее происходит этот процесс. Поэтому обязательно нужно иметь запасной или несколько, в зависимости от предполагаемой длительности съемки. Аккумуляторы обязательно держите во внутреннем теплом кармане. Иногда замерзший аккумулятор из камеры отогревается и позволяет еще снимать. В сильные морозы так и приходится менять их друг с другом — пока один мерзнет, другой отогревается.

Каргополь. Зимнее солнце над Онегой. Январь 2013. В морозную погоду часто можно наблюдать разновидность гало — парагелии, когда радужные светящиеся пятна возникают на уровне солнца. (Canon EOS 60D + Tokina AT-X 165 PRO DX 16-50mm/2.8, ISO 100, 1/100 sec, f/8)

Санкт-Петербург. Рассвет с парагелием над Юсуповским дворцом. Январь 2016. Olympus OM-D E-M1 + M.Zuiko Digital ED 12-40 mm f/2.8 PRO, ISO 100, 1/500 sec, f/6.3

На морозе все детали камеры и объектива сильно уменьшаются (термическое расширение-сжатие), загустевает смазка — вплоть до того, что перестает крутиться зум или фокусировка, моторы автофокуса при этом тратят больше электроэнергии на преодоление этого сопротивления. В такие моменты надо аккуратно пользоваться техникой, чтобы ничего не сломать. Если что-то начинает вращаться с трудом, то применять грубую силу не стоит.

Зима в Великом Новгороде. Январь 2011. Canon EOS 350D + Tokina AT-X 165 PRO DX 16-50mm/2.8, ISO 100, 1/160 sec, f/10

Одно из преимуществ зимы — поздний рассвет: не нужно очень рано вставать, особенно в северных регионах. К тому же в короткий зимний день, особенно в декабре-январе, свет практически все время режимный из-за низкого положения солнца над горизонтом.

Суздаль. Кремль перед рассветом. Январь 2015. Панорама. (Canon EOS 60D + Tokina AT-X 165 PRO DX 16-50mm/2.8, ISO 100, 8 sec, f/8, штатив)