Знакомство с камерой Fujifilm X-T3.

"Режиссёрская" версия недавно обуликованной статьи в журнале Russian Photo: "Тест-драйв Fujifilm X-T3: Испытали в Крыму"

На камеры фуджи я снимаю уже несколько лет, поэтому каждая представлtнная новая камера компании вызывает у меня интерес. Особенно если она содержит новую матрицу и начинку. В новой камере установленны новый сенсор X-Trans IV с технологей обратной засветки BSI и процессоре. Что должно сказаться на качестве получаемого изображения и возможностях камеры. Это то и хотелось увидеть в реальных условиях, в близких мне жанрах фотографии - пейзаже прежде всего. Благодаря журналу "Россиийское Фото" и его Клубу такая возможность случилась, к тому же удачно совпавшая с поездкой в Крым в отпуск.

Это дало возможность поснимать камерой в разных условиях и разные сюжеты, в том числе и показательные в плане возможностей нового сенсора.

1. Рассвет на Чёрном море. Fujifilm X-T3 + Fujinon XF55-200/3.8-4.5 R LM OIS 1/250s f/10.0 ISO160

Камеру в Крыму мы изучали по очереди с другим участником Клуба Российское Фото, с Анной Топорковой, которая поехала в те же края немного раньше и на обратной дороге передала мне камере. Заодно мы и развиртуализовались). Внешне камера, как две капли воды, похожа на предыдущую модель. Немного, совсем чуть чуть, увеличились размеры, немного изменился дизайн некоторых элементов управления и корпуса. Если рядом камеры не поставить - не поймёшь. А так - такое же расположение кнопок и барабанчиков выдержки, чувствительности iso и экспокоррекции. Кнопки и джойстик тоже все на месте. Всё привычно и удобно. По моему мнению именно такой классический стиль работы с оперативными настройками камеры (плюс кольцо диафрагмы на объективе), более удобный чем доминирующий нынче PASM с управлением колёсами. Тем более, что у камеры есть переднее и заднее колесо и можно управлять камерой частично и ими.

 

2. Осень в горах. (на Боткинской тропе) Fujifilm X-T3 + Fujinon XF10-24/4 R OIS 1/2000s f/8.0 ISO320

Новая начинка сказалась на быстродействии. Предыдущая камера вообщем-то тоже не была медленной, но в некоторых условиях возникали затруднения. Но новая камера и быстрее включается и, что особенно радует, быстрее выходит из спящего режима, на т20/т2 это происходит не моментально, что несколько раздражает. Переключение между эви и экранчиком тоже стало практически мгновенным. Автофокус по ощущениям стал ещё более цепким и быстрым. Практически на вскидку быстро ловит фокус в нужном месте. В сумерках увереннее стал, без каких либо проблем наводился куда надо, причём ещё и ND(нейтрально-серый плотный) фильтр на объективе стоял. Только, когда совсем темнеть стало - начал сбоить, видимо из-за тёмного фильтра как раз. Без него и темнее авттфокус работал достаточно уверенно. Следящий фокус неплохо держит объект в кадре, в частности летающих птиц и бегающих кошек,коих в Крыму множество. Более плотно просмотреть все возможности настройки автофокуса, сравнить их с предыдущей камерой, в условиях отпуска не было возможности.

3. Воронцовсвкий замок на рассвете. Fujifilm X-T3 + Fujinon XF18-55/2.8-4 R LM OIS 0.80s f/9.0 ISO160

Лаги в видоискателе, можно сказать практически исчезли, даже в весьма сумеречое время. Картинка гладкая и без строба, можно сказать, совсем. В плотных сумерках просто более шумной становится, но задержек нет. Экран, как и в Т2, наклонный вверх-вниз по горизонтали, и на некоторый угол вверх в вертикальном положении камеры, что удобно и при съёмке со штатива и с земли, и над головой. Он стал сенсорным, что по т20 уже достаточно привычно. Он также поддерживает перемещение точки фокуса при визировании в электронный видоискатель. И по ощущениям работает шустрее и отзывчевее, чем на т20.

4. Хмурый осенний вечер в горах. Окресности горы Шаан-Кая. Fujifilm X-T3 + Fujinon XF10-24/4 R OIS 1/80s f/9.0 ISO400

Самое интересное для меня в новой камере было изменения в картинке с новой матрице. Часто уходя утром на прогулку по окрестностям, штатив не брал, уж очень не хотелось его весь день носить на себе по весьма пересечённой местности. Поэтому на закате и по вечерам приходилось обходится без него снимая на более высоких значениях iso, чем обычно предполагается при съёмке пейзажа. Как раз появилась возможность посмотреть, что даёт новая матрица в этом плане.

5. Вечер на озере Шаан-Кая. Fujifilm X-T3 + Fujinon XF10-24/4 R OIS 1/15s f/7.1 ISO800 (с рук, стабилизатор отработал хорошо)

Ситуация чуть получше чем у предыдущей, по шуму отличия минимальны, но при этом сама картинка светлее, и заметно лучше тянется из raw. В частности при съёмке звёздного неба новая камера даёт более лучшую картинку. По шуму примерно похоже с т2/т20, немного получше, но шум при этом более "мелкодисперсный", и опять таки немного светлее и лучше тянется raw файл . К сожалению не удалось сделать парных фото с двух камер именно звёздного неба, что сравнить в полностью идентичных условиях и сюжетах.

6. Млечный путь над скалами и деревьями. Fujifilm X-T3 + Samyang 12/2.0 NSC CS 30.00s f/3.5 ISO3200

На совсем экстремальных значениях iso, выше 6400, я не снимал, понятно, что деградация картинки там будет значительная. И 6400 - это граница для более - менее нормального изображения, вполне неплохого качества.

7. Млечный путь на южном небе. (в Семеизе) Fujifilm X-T3 + Samyang 12/2.0 NSC CS 30.00s f/4.5 ISO6400 По общему ощущению от работы с raw файлами тени тянутся лучше, что на низких значениях iso, что на высоких. На низком iso, а он у камеры теперь 160, картинка немного почище, чем аналогичная на т20 на 200. Хотя отличия минимальны. За счёт того что тени тянутся лучше, можно снимать с некоторой недодержкой, спасая больше светов, и вытягивая достаточно много из тени.

8. Рассвет на каменнистом берегу. Fujifilm X-T3 + Fujinon XF10-24/4 R OIS 1/4s f/11.0 ISO160

Сама матрица тоже стала быстрой, значительно улучшена скорость считывания, практически всё можно снимать с электронным затвором, не боясь искажения изображения известное, как rolling shutter. Это также способствовало тому, что картинка в видоискателе практически живая без задержек. Особенно если включить режим Имитация оптического видоискателя,при котором отображение теней и светов становится мягким, естественным, без применения профилей. Я использую его и на своей камере.

9. Вечерний густой туман на море. Fujifilm X-T3 + Fujinon XF18-55/2.8-4 R LM OIS 1/1000s f/10.0 ISO160

Камера стала очень скорострельной. В режиме спортивной скоростной съёмки снимается 30 кадров в секунду, правда только с электронным затвором и с кропом 1.25. Я попробовал этот режим, потом долго чистил карту памяти от огромного количества файлов, поскольку при электронном затворе неслышно сколько там уже нащёлкано). Но фазы движений и смены обстановки ловятся очень точно и до мелчайших подробностей. Скорость уже как у кино. Без кропа скорость немного меньше, "всего" 20 кадров в секунду, что вообщем-то тоже очень быстро. Механический затвор ещё помедленнее, 11 кадров в секунду, но при очень быстрых движениях исключается вероятность искажений, которые могут появится при электронном. Появилась ещё интересная функция - съёмка до нажатия кнопки спуск Pre-Shot, т. е. камера снимает заранее за счёт циклической постоянной записи в буфер, что не попустить начало фазы движения, например.

10. Брызги на рассвете. Fujifilm X-T3 + Fujinon XF55-200/3.8-4.5 R LM OIS 1/6s f/8.0 ISO200

Raw обработывал традиционно в Lightroom и попробовал ещё версию Capture One Fujifilm, бесплатную Express и ознакомительную Pro. Тоже нововведение презентованое фактически вместе с камерой. Тем более на Fujifilm Photoday про этот конвертер был небольшой обзор, давший понимание, как в нём работать. Конвертер понравился, местами больше Lightroom, вдобавок в нём немного выше детализация картинки.

11. Утро на море. Fujifilm X-T3 + Fujinon XF10-24/4 R OIS 1/250s f/10.0 ISO160

Очень хорошо камера снимает с длинными выдержами по несколько минут. Тем более этому способствует очень классная новая возможность выставлять выдержки до 15(!) минут прямо в камере! Об этом почему-то мало кто пишет в обзорах, а это отличное нововведение, особенно тем, кто любит снимать с ND фильтрами. Выствляются эти значения барабанчиком выдержек в положении Т передним или задним колесом, в завистмости от их настройки. Уточнение: оказывается в одной из прошивок для Fujifilm X-T2 и в Fujifilm X-H1 тоже есть выдержки до 15 минут. Не на всех сайтах, даже официальных, корректные спецификации, оказывается.

12. Сумерки на море. Fujifilm X-T3 + Samyang 12/2.0 NSC CS, NDx64, Cokin 121S (Градиентный) 240.00s f/7.1 ISO400 (выдержка 6 минут выставлена в камере)

Можно выставить не любое значение, а с некоторым шагом, но этих значений хватает. После 30 сек. идут 40, 50, 60, 2 минуты, 4, 6, 8, 10, 15.Таким образом можно не пользоваться режимом bulb (от руки) и пультом. Всё делается на самой камере. Причём работает это и с механическим и с электронным затвором. У меня за последние года 3 несколько раз возникали проблемы с пультом из-за перелома провода в разных местах. В те моменты как думал, почему такие выдержки не делают прямо в камере. Видимо в фуджи умеют читать мысли :).

13. Послезакатное на море. Fujifilm X-T3 + Samyang 12/2.0 NSC CS, NDx1000, Cokin 121S (Градиентный) 60.00s f/11 ISO160 (выдержка выставлена в камере)

Пультом, кстати, теперь тоже стало удобнее пользоваться, его разъём перекочевал на другую сторону, на правый бок, там где отсек карт памяти. Это особенно оценят те кто пользуется системой крепления на штатив L-plate. Теперь штекер пульта не мешает нормально крепить в зажимы штативной головы салазки при вертикальной ориентации камеры. И не надо вспоминать в потьмах где среди разъёмов разъём под пульт, поскольку он там один единственный под небольшой крышечкой.

14. Горный ручей. (Чуть ниже он становится водопадом Учан-Су) Fujifilm X-T3 + Fujinon XF10-24/4 R OIS 1/4s f/10.0 ISO160 Заглушка разъёмов на традиционном левом боку стала съёмной для удобства постоянного подключения внешнего оборудования для видеосъёмки или фотосъёмка с захватом изображения в компьютер, что востребованно в предметной и рекламной съёмке. Для съёмки в ночное время появился ночной режим дисплея с уменьшенной яркостью и красным цветом информации, чтобы меньше слепить глаза.

15. Созерцающий бесконечное море. Одинокое дерево на скалах под вершинами Ай-Петри созерцает вечерние краски неба над бесконечным море. Fujifilm X-T3 + Fujinon XF55-200/3.8-4.5 R LM OIS 1/250s f/6.4 ISO800

Картинка с камеры стала ещё более деликатная и приятная, по цвету и по тонам. Не такая разница, конечно, как между поколениями X-Trans II - X-Trans III, там то совсем существенная разница, но ещё менее жёсткой что ли стала. Вдобавок в новом Lightroom CC 2019 адоб как-то сильно переделал профили под фуджи, Provia совсем мягкий стал без черноты, даже мягче чем родной в камере. Сейчас вот Capture One выпустили 12 версии, вот там профили под фуджи заметно жёстче.

16. Вечер на Вороньих скалах. (По дороге с Ай-Петри вниз по Мисхорской тропе) Fujifilm X-T3 + Fujinon XF18-55/2.8-4 R LM OIS 1/60s f/7.1 ISO800

Там ещё такая фишка, другая экспонометрия стала. Фото заметно светлее при тех же экспопараметрах получаются. Я делал парные кадры когда, у меня на 20-ке заметно длиннее выдержки при той же оптике, исо, диафрагме, примерно на стоп, а то и больше. Поэтому сложно было эту парность поймать, кадры какие-то разные получались. Ещё на экранчике как-то светлее всё и мягче картинка.

17. Рассвет с Хаоса. (Крупно кааменная сыпь над Воронцовским парком в Алупке) Fujifilm X-T3 + Fujinon XF10-24/4 R OIS 1/125s f/8.0 ISO400

Ко всем традиционным плённочным профилям, добавился новый Etherna, пожалуй самый мягкий и малонасщенный. Более всего подходящий для съёмки портретов, но не только, в других жанрах тоже может быть вполне уместен, как творческий подход к цвету. Кроме него появились отдельные режимы Цветохром и Тонирование чб изображений. Они работают независимо поверх любого из соответствующих цветных или чб профилей. Все эти творческие возможности способствуют получению готовой картинки прямо из камеры. Чем я активно пользовался в поездке, конвертируя raw файлы прямо в камере встроенным конвертером и скидывая их по wi-fi в смартфон, чтобы оперативно делится яркими впечатлениями. К тому же многие из этих фото фактически готовый материал, что позволяет не тратить время на их обработку по приезду и использовать для написания статьи. Тут, примерно, половина фото конвертированы в камере.

18. Встреча в горах. (Камерный jpeg с профилем Eterna) Fujifilm X-T3 + Fujinon XF55-200/3.8-4.5 R LM OIS 1/250s f/4.4 ISO400

Если резумировать, то можно сказать что камера получилась интересной - всё стало немного лучше, и в плане работы с камерой и плане получаемого изображения. Камера хорошо подойдёт путешествующим фотографам, снимаюшим в различных жанрах - трэвел, пейзаж, портреты, репортажи. Она и система Fujifilm X в целом предлагает хорошие сочетания размеров / веса-возможностей / качества получаемого изображения / приспособленности к различным погодным условиям. И особенно подойдёт тем путешественникам, если нужно не только качественное фото, но и высококачественное видео.

19. Странные облака на Ай-Петри Fujifilm X-T3 + Fujinon XF55-200/3.8-4.5 R LM OIS 1/1000s f/7.1 ISO160

Также камера отлично подойдёт всем тем кто снимает динамику, причём в достаточно непростых условиях, репортажи, свадебую фотографию, спорт, может быть кроме самых экстремальных случаев. Камера получилась весьма универсальной и интересной. Я получил удовольствие снимая новой камерой в отпуске.

20. Я с X-T3 Ещё немного фото:

21. Шаан-Кая в лучах заката Fujifilm X-T3 + Fujinon XF55-200/3.8-4.5 R LM OIS 1/30s f/8.0 ISO400

22. Винтовая лестница в Массандровском дворце Fujifilm X-T3 + Fujinon XF10-24/4 R OIS 1/30s f/6.4 ISO3200

23. Облачные горы Fujifilm X-T3 + Fujinon XF55-200/3.8-4.5 R LM OIS 1/60s f/7.1 ISO400

24. Осенний платан (Воронцовский парк) Fujifilm X-T3 + Fujinon XF10-24/4 R OIS 1/125s f/13.0 ISO160

25. Закат в густой морской туман Fujifilm X-T3 + Fujinon XF55-200/3.8-4.5 R LM OIS 1/2000s f/10.0 ISO200

26. Морской туман. Fujifilm X-T3 + Fujinon XF55-200/3.8-4.5 R LM OIS 1/500s f/11.0 ISO200

27. Вечерний Массандровский дворец Fujifilm X-T3 + Fujinon XF10-24/4 R OIS 1/15s f/4.5 ISO1600

28. Охотящийся котёнок (но ящерице удалось сбежать) Fujifilm X-T3 + Fujinon XF18-55/2.8-4 R LM OIS 1/500s f/6.4 ISO160

29. Море Fujifilm X-T3 + Fujinon XF18-55/2.8-4 R LM OIS 1/1000s f/10.0 ISO160

30. Скумпия Fujifilm X-T3 + Fujinon XF18-55/2.8-4 R LM OIS 1/60s f/8.0 ISO400

31. Вечерее море. Fujifilm X-T3 + Fujinon XF10-24/4 R OIS 1/5s f/8.0 ISO160

32. Ветренный день Fujifilm X-T3 + Fujinon XF18-55/2.8-4 R LM OIS 1/800s f/9.0 ISO160

33. Осенние горы. Fujifilm X-T3 + Fujinon XF10-24/4 R OIS 1/250s f/8.0 ISO200