С графическими планшетами дело я имел совсем немного и вскользь. Как-то пробовал давно планшеты Wacom, но полномасштабно не пользовался. Тем более отпугивала немаленькая цена планшетов этой компании.

Поэтому интересно было тесно и подробно познакомиться с новым планшетом XP-PEN Deco 02. Тем более стоимость этих планшетов весьма демократическая, что немаловажно в наше не простое в плане финансов время.

Если подвести итог этого знакомства, то можно сказать, что  словно лишился рук. На этом у меня всё, так как это главный результат этого знакомства. :)

Но всё таки стоит по подробнее рассказать.

Планшет я использовал для обработки фотографий в программах Lightroom и Photoshop. Самых распространённых программах для работы с фотографиями и raw файлами в частности.

Так выглядит коробка планшета с симпатичной “суперобложкой”.

Так без “суперобложки”, минималистично и позитивного цвета.

Если открыть крышку можно увидеть содержимое коробки – сам планшет в защитном пакете, если его вынуть, то станут доступны пенал с пером, провод для подключения к компьютеру, большая резиновая круглая заглушка в цвет коробки, пакет с  документацией, под которой есть ещё конвертик с полуперчаткой.

Полуперчатка (на два пальца и ребро ладони нужна, если есть сложности со скольжением ладони по планшету – рука потеет, оставляет жирные пятна и т.д.  У меня сложностей не было, поэтому я про полуперчатку благополучно забыл.

Сам планшет сделан очень здорово и симпатично.  

Планшет представляет из себя... планшет, что логично. Весьма тонкий из чёрного пластмассового материала снаружи.  

Слева расположены шесть кнопок, полностью программируемых, и блестящее колесо-кольцо - о нём чуть позже и подробнее.

Слева на торце со стороны кнопок находится современный разъём USB-C, то есть не нужно думать про то как втыкать провод.  

Основную площадь занимает активная зона, где собственно работает перо, размер зоны достаточно большой – 10х5.62 дюйма, т.е. 25.4х14.27 см. Она помечена маленькими белыми уголками. Поля вокруг зоны весьма большие, чтобы руку держать было удобно.

Над кнопками есть небольшой светодиодный индикатор сигнализирующий о взаимодействии с пером – когда перо касается, он  светится постоянно, когда перо не касается, но близко к планшету для перемещения курсора – мигает.  

Снизу планшета 4 ножки из мягкой резины, чтобы не скользить по столу.  

Перо достаточно крупное, шестигранное, мне очень удобно держать, в руке не скользит и не проскальзывает. На пере есть боковая кнопка, тоже полностью программируемая , можно настроить под себя. Она утоплена в одну из граней, поэтому случайные нажатия исключены. Можно на неё повесить правую кнопку мыши, например. Единственно, мне показалось она немного высоковато расположена, но возможно дело привычки или перо слишком низко держу. Перо пассивного типа и  не имеет батарейки или какого ещё источника энергии, который нужно менять или заряжать , что очень удобно – не окажешься в ситуации, когда оно не будет работать. У пера с одной стороны "грифель”, которым собственно и выполняешь все основные действия. Оно чувствительно к силе нажатия, по спецификациям аж 8192 уровня. Грифель сменный, поскольку неизбежно стирается при работе. В комплекте идёт ещё 8 запасных, они находятся в одном из концов пенала для пера.  

Другой конец-пенала, он же крышка, служит для подставки пера. Эта крышка в меру тяжёлая, чтобы не опрокидывалась с пером и имеет резиноподобную поверхность, поэтому не скользит по столу.

На другом конце пера расположен электронный "ластик" для стирания в поддерживающих этот режим программах. Просто переворачиваешь перо и стираешь, ненужную линию,некорректный мазок кистью, корректируешь маску, или удаляешь часть изображения.  

Главной фишкой планшета является блестящее металлическое кольцо. Оно предназначено, чтобы планшет можно было убрать в момент, когда нет в нём необходимости и повесить где-то поблизости, ну словно разделочную доску на кухне.

На самом деле это кольцо имеет функциональное значение при работе с планшетом. Оно вращается и может выполнять различные  задачи, задаваемые в настройках. Чтобы было им удобно пользоваться в комплекте есть большая резиновая заглушка, поскольку фрикционные свойства хромированного металла оставляют желать лучшего. С заглушкой оно превращается в очень удобный вращающийся элемент управления.

Им можно менять размер кисти в реальном режиме времени, увеличивать-уменьшать картинку, скролить (проматывать) панель инструментов, откатываться и подниматься по истории действий, менять громкость в плеере и многое другое, что будет задано в настройках. Причём между большинства вариантов можно переключаться одной из кнопок, также настраиваемых.

Во время выбора функции колеса, а они выбираются циклическим перебором,  на экране высвечивается название функции (OSD сообщение). Также название включённой активной функции показывается при нажатии кнопок.

При установке драйверов нужно скачать с сайта последнюю версию для своей модели. Поддерживаются системы Windows, Mac OS, Linux (на основе Debian, насколько понял). У меня макоси и дома и на работе, поэтому подключал к Mac OS.  

Перед установкой драйвера, очень важно удалить драйвера от Wacom, если они стоят. У меня на одной из машин стояли, и я столкнулся с некоторыми трудностями запуска планшета, даже после вроде бы удалённых драйверов Wacom. В итоге выяснилось, что надо залезть в систему и вручную выключить вакомовский драйвер и включить экспипеновский. Я это сделал в программе CleanMyMac, раздел “Расширения”, подраздел “Объекты входа”.  

В программе драйвера  пера можно настроить все кнопки и кольцо, повесить нужные функции, от конкретных действий прописанных по умолчанию, типа зума, размера кисти, скролинга и прочее. До назначения горячих клавиш и запуска программ.  

Можно настроить реакцию наконечника пера на нажатие, делается это графически с помощью кривой. Можно настроить рабочую область планшета относительно экрана, на весь экран или необходимую часть. Задать тип позиционирования пера - абсолютное или относительное, как у мыши. Я сначала работал в абсолютном режиме, но потом переключился в относительный, так мне  удобнее показалось работать с фотографиями.  

В Лайтруме наибольшее удобство работы с планшетом проявляется при редактировании и активной работы с кистями, клонирующей (инструмент Spot Removal) и для рисования маски (Adjustment Brush). Очень удобно рисовать сложные и длинные линии и области, выполняя естественные движения рукой и моментально меняя размер кисти колесом. При этом можно поправить маску, стереть лишнее, просто перевернув перо, на конце которого виртуальный ластик.

У меня как раз перед знакомством с планшетом случилась съёмка одежды на модели, и пришлось много обрабатывать – лицо, затоптанный белоснежный фон – как раз много сложных телодвижений кистями и штампами.

Рисовать маску по лицу модели всегда было непросто мышкой, с планшетом заметно удобнее двигаться по контурам лица, и вращая колесо оперативно изменять размер кисти для разных областей.

Пером удобно редактировать длинные линейные объекты, например удалять провода.

На этих фотографиях тоже были удалены провода с помощью планшета. Очень быстро.

Остальное - градиенты, кадрирование, перемещение ползунков - мне тоже показалось удобнее выполнять пером.

Не очень удобно пользоваться зумом вращая колесо в режиме редактирования из-за особенности самого Лайтрума. У него очень дискретное увеличение - fill, fit, 1:2, 1:1. И вращая колесо скачешь между этими положениями.

В режиме библиотеки можно использовать колесо для скролинга превьюшек или перемотки кадров на весь экран.

При работе с планшетом даже поменялся немного стиль работы в Лайтруме. Если мышью я предпочитал делать локальные коррекции в основном линейным и круговым градиентами, то с планшетом стало удобно пользоваться корректирующей кистью и стал эти коррекции больше ей делать, поскольку они точнее  и локальнее. Мышью просто не очень удобно было.

В Фотошопе сам бог велел пользоваться планшетом. Рисование различных масок, ретушь различных дефектов и прочее, столь востребованное при обработке фотографий. Без планшета практически нереально нарисовать сложные маски для сборки фото со стэкингом по фокусу, например.

Панорама с фокусом на различные планы и нарисованная по травинкам маска.
Получившаяся маска, видно сколько тонких сложных элементов необходимо было прорисовать.
Готовое изображение. (правда есть ошибка при съёмке, поэтому одно место не резкое)

Более простые маски тоже удобнее рисовать пером, особенно когда нужно аккуратно подводить край у элементов. Тоже панорама с фокусом на различные планы.

Готовая фотография.

За счёт большого диапазона чувствительности нажима пера, можно рисовать  элементы масок с  меняющейся плавно прозрачностью мазка кисти, что с мышью не сделать в принципе.  

Вообщем, и в лайтруме и в фотошопе работать с планшетом на порядок удобнее и быстрее. Можно выполнять действия не доступные в принципе, если пользоваться мышью. Сочетание пера с ластиком на обратном конце и вращающегося регулятора особенно повышает удобство работы.

Даже попробовал нарисовать что-нибудь. Не скажу, что совсем не держал никогда кисти и карандаша в руках, но последние лет 10 практически не держал. Поэтому можно считать, что практически с нуля умение рисовать. Тем более рисовать в одном месте, когда само изображение в другом на мониторе - это непросто с непривычки. Чтобы не придумывать, что рисовать, взял одну из своих фото и просто обрисовал прямо по ней часть изображённого. Немного коряво, но показательно в плане возможностей по рисованию сложных линий. Это занятие заняло примерно полчаса.  

В принципе планшет практически полностью может заменить собой мышь. Движение руки с пером по активной области планшета не касаясь пером поверхности имитирует движение мышью – перемещение, а короткое касание – клик левой кнопкой мыши. Правую кнопку мыши можно повестить на кнопку пера. Достаточно удобно пользоваться планшетом, например, в браузере, или в проводнике (или Finder на Mac).

И ещё раз подводя итог, стало понятно, что планшет – это во многом уже необходимый инструмент для фотографа, который заметно облегчит и ускорит, и даже выведет на новый уровень обработку фотографий.